Недропользование.
Страница 1

Закрепление в Законе о недрах принципа платности пользования недрами, как объектом права государственной собственности не является принципиально новым положением для отечественного законодательства. Платность недропользования устанавливалась Уставом Горным Российской Империи и Горным положением СССР. Последнее утратило силу после принятия Конституции СССР 1936 года, провозгласившей бесплатность пользования землей, недрами и иными природными ресурсами. Принцип бесплатности недропользования действовал в нашей стране в плоть до вступления в силу в 1992 году Закона о недрах.

Для других стран принцип платности недропользования является практически всеобщим.

Действующая в настоящее время в Российской Федерации система налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых при недропользовании, сложилась 2002 году, после вступления в силу главы 26 Налогового кодекса РФ, а также ряда иных нормативных правовых актов.

До этого лица, осуществлявшие добычу полезных ископаемых, являясь субъектами предпринимательской деятельности, были плательщиками общих для всех предпринимателей налогов и сборов (НДС, налог на прибыль (доход) и т.п.), а также ряда специальных платежей, установленных в Законе о недрах, к которым относились:

- сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;

- платежи за пользование недрами (платежи за право поиска и оценки месторождений, платежи за право разведки месторождений, платежи за право добычи полезных ископаемых (роялти), платежи за пользование недрами в других целях);

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- акцизы;

- платежи за пользование акваторией и участками дна территориального моря.

Вступление в силу главы 26 и главы 26.4 Налогового кодекса РФ, а также ряда других нормативных правовых актов значительно видоизменило систему налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых в сфере недропользования. В настоящее время пользователи недр обязаны уплачивать все налоги и сборы, установленные для субъектов предпринимательской деятельности (НДС, налог на прибыль (доходы), акцизы и др.), а также налог на добычу полезных ископаемых и ряд обязательных платежей, установленных Законом о недрах. Только налогоплательщики, заключившие соглашения о разделе продукции освобождаются от уплаты налога на имущество. Порядком использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г., определено, что отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производят все пользователи недр независимо от форм собственности, осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. Пользователи недр, частично возместившие расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов нефти, в соответствии с п. 2, 16, 17 Порядка от указанных отчислений не освобождаются

Как правило, право пользования участками недр предоставляется на основании специального разрешения (лицензии). Однако разрешительный порядок предоставления прав пользования участками недр и распоряжения ими не имеет универсального характера. В отдельных случаях, права пользования участками недр могут возникать из договорных отношений. В связи с этим можно говорить о различных режимах недропользования: лицензионном и договорном. Под лицензионным режимом в данном случае понимается общий административно-правовой порядок предоставления прав пользования участками недр, а под договорным - порядок предоставления прав недропользования, основанный на договоре между государством и пользователем недр.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий. Основания и порядок уплаты, а также размеры сбора за участие в конкурсе (аукционе) и сбора за выдачу лицензии определяются ст. 42 Закона о недрах.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из необходимых условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов. Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) зачисляется на счета МПР России либо его территориальных подразделений и используются для покрытия расходов этих органов, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами, на проведение конкурсов (аукционов). Часть средств от сбора за участие в конкурсе (аукционе) органы, выдавшие лицензии, могут направлять на проверку выполнения пользователями недр условий лицензий.

Страницы: 1 2

 
Углеродный цикл и изменения климата

Влияние человека на климат начало проявляться несколько тысяч лет тому назад в связи с развитием земледелия. Во многих районах для обработки земли уничтожалась лесная растительность, что приводило к скорости ветра у земной поверхности, некоторому изменению режима температуры и влажности нижнего слоя воздуха, а также к изменению режима влажности, испарения и речного стока ...

Узнать больше...
 
Урбанизация и экология
Одной из наиболее характерных особенностей развития современного общества является быстрый рост городов, непрерывный темп увеличения численности их жителей, увеличение роли городов в жизни общества, преобразование сельской местности в городскую, а также миграция сельского населения в города. Урбанизация (от лат. urbanus- городской) - это процесс повышения роли городов в развитии общества ...
Узнать больше...
 
Copyright © Все материалы пренадлежат - www.informecolog.ru