Загрязнение и отходы
Страница 4

Сложнее обстоит дело с пластмассами. Большинство их видов не разлагается, они труднее поддаются переработке с получением исход­ного вещества, их нельзя смешивать, так как разные пластмассы имеют разный химический состав. Поэтому рециркуляции подвергаются еди­ницы процентов этих изделий. В современных условиях наиболее при­емлемый способ утилизации пластмассовых отходов, по видимому, со­стоит в сжигании, однако для этого их прежде всего нужно собирать. Эта проблема вскоре может обостриться в России в связи с увеличением производства пластиковой тары, которая не обладает стоимостью, вер­нее ее стоимость просто включается в цену товара безо всякой компен­сации. Это может привести к тому, что Россия вскоре превратится в страну, где повсюду будут разбросаны пластиковые бутылки.

ВСТАВКА 8

Единственной страной в мире, которая в национальном масштабе зани­малась сбором и рециркуляцией пластмассовых изделий в широком ассорти­менте была Восточная Германия. В Нидерландах высокую залоговую сто­имость (в несколько раз большую, чем стекло) имеют пластмассовые бутыл­ки, что позволяет обеспечить максимально возможный сбор. Пустая пласти­ковая емкость стоит 1 гульден, что составляет до 50% стоимости напитка, разлитого в нее. Аналогичные шаги предпринимаются в США.

Рецеклирование пищевых отходов и другой органики также нахо­дится на довольно низком уровне, хотя их потенциал достаточно велик. В России ежегодно выбрасывается на свалки столько продуктов пита-ния, что, по расчетам, ими можно прокормить стадо крупного рогатого скота в несколько десятков тысяч голов. Однако сбор их практически ^отсутствует. Кроме того, пищевые отходы, органические отходы сель­скохозяйственных предприятий и пищевой промышленности, сухой остаток коммунальных стоков можно подвергать компостированию для получения компоста — органического удобрения, что практикуется во многих европейских странах.

Серьезной проблемой из-за роста автотранспорта может стать ути­лизация покрышек. Если в среднем одна автопокрышка проходит до своего износа 25 тыс.км, а автомобиль за жизненный цикл —200-300 тыс.км, то это означает, что только один автомобиль приносит 8-12 единиц резиноотходов за период своей эксплуатации. Процент рецик­лирования шин невелик, между тем их можно использовать в резино­технической промышленности, в качестве добавок (измельчая) в строй­материалы, а также сжигать вместе с ископаемым топливом. Имеются также технологии переработки автопокрышек в пластиковые (на осно­ве смол) изделия.

Пока же большая часть покрышек оказывается на свалках, где служит хорошим сырьем для пожаров, а иногда разбрасывается по обо­чинам дорог.

Описанная выше ситуация с отходами имеет несколько причин. В определенной степени она обусловлена имеющейся материально-тех­нической базой переработки, применяемыми технологиями, которые не приспособлены к утилизации отходов. Создаваемое оборудование всегда в первую очередь было ориентировано на использование первич­ного сырья. Сокращение сырьевой базы заставляет обратить внимание на вторичные ресурсы, однако техника для их переработки иногда по­просту отсутствует.

ВСТАВКА 9

Сразу же после войны в Японии и Западной Германии были постро­ены современные сталелитейные заводы, использующие значительную долю металлолома. В то же время промышленность США не вкладывала инвестиции в модернизацию старых заводов, ориентируясь по традиции на переработку железной руды. Впоследствии сталелитейная промышлен­ность США потеряла большую часть своих заказов, не выдержав конку­ренции, и вследствие этого не располагала достаточным капиталом для запоздалой модернизации. Этот пример свидетельствует о том, что погоня за тактическими выгодами сегодняшнего дня может привести к экономи­ческим потерям в долгосрочной перспективе.

Вторая причина состоит в том, что многие отходы практически никогда не имели экономической оценки, представлялись бросовым, не нужным, вынужденным побочным продуктом роста производства и по­требления. В случаях же когда цены устанавливались (в плановой эко­номике это делалось централизовано), например, на макулатуру, ме­таллолом, они находились на достаточно низком уровне. Отсутствие стимулов диктует и поведение населения и производителей. В итоге сложилась парадоксальная ситуация, когда дешевле выбросить, чем сдать и переработать. В конечном итоге, это означает, что хозяйствен­ный механизм не ориентирован на природосберегающий тип развития экономики. Между тем, диапазон цен на отходы может быть достаточно широким — особенно в условиях рынка, когда не надо ничего согласо­вывать и утверждать. Действительно, может возникнуть положение, при котором отходы будут иметь нулевую стоимость (по принципу «лишь бы взяли» — когда использовать у себя нельзя, а затраты на захоронение велики), но это будет выгодно покупателю, готовому к утилизации.

Страницы: 1 2 3 4 5

 
Углеродный цикл и изменения климата

Влияние человека на климат начало проявляться несколько тысяч лет тому назад в связи с развитием земледелия. Во многих районах для обработки земли уничтожалась лесная растительность, что приводило к скорости ветра у земной поверхности, некоторому изменению режима температуры и влажности нижнего слоя воздуха, а также к изменению режима влажности, испарения и речного стока ...

Узнать больше...
 
Урбанизация и экология
Одной из наиболее характерных особенностей развития современного общества является быстрый рост городов, непрерывный темп увеличения численности их жителей, увеличение роли городов в жизни общества, преобразование сельской местности в городскую, а также миграция сельского населения в города. Урбанизация (от лат. urbanus- городской) - это процесс повышения роли городов в развитии общества ...
Узнать больше...
 
Copyright © Все материалы пренадлежат - www.informecolog.ru