Загрязнение атмосферы
Страница 2

Всего в России статус особо загрязненных имеют 45 городов, в которых проживает около 30 млн чел. или 20% населения страны. Всего же в РФ каждый десятый город является городом с высоким уровнем загрязнения (всего городов — 108 7), в том числе все города с населением более 1 млн чел., 60% городов с населением от 500 тыс. до 1 млн, 25% — с численностью от 250 тыс. до 500 тыс. человек. В целом в городских агломерациях с высоким уровнем загрязнения живет более 50 млн человек, что составляет треть всех жителей России.

К выбросам от стационарных источников нужно прибавить выбро­сы от транспорта, в основном автомобильного, который дает 95% всех выбросов от передвижных источников. Объем этих загрязнений (в от­личие от промышленных) до последнего времени не имел устойчивой тенденции к снижению.

Сокращение транспортных выбросов в последние три года связано не с уменьшением количества подвижного состава, а с сокращением объемов потребляемого им топлива.

В целом транспортно-дорожный комплекс является основным за­грязнителем воздуха — на его долю приходится 60% всех выбросов в РФ. В особенности эта проблема затрагивает крупные города. Напри­мер, в Москве объемы выбросов автомобилей превышают объемы про­мышленных загрязнителей, а по их сумме Москва находится в первой пятерке наиболее грязных городов страны. Высока доля загрязнения транспортными выбросами в Санкт-Петербурге, Уфе, Омске и в ряде других крупных городов.

ВСТАВКА 3

При сохранении нынешних тенденций к 2015 г. автомобильный парк мира может достигнуть 1,5 млрд единиц. Сжигание автотранспортом топ­лива повышает концентрации газов, тяжелых металлов, твердых частиц, дает жидкие (загрязненная вода, масла) и твердые (сам автомобиль или его детали) отходы. На долю автомобилей приходится 25% сжигаемого топлива. За жизненный цикл автомобиль выбрасывает в атмосферу 6 т углерода, 9 т углекислого газа, другие вещества. В нашей стране проблема усугубляется старением парка автотранспорта — многие автомобили име­ют сроки службы более 15-20 лет, выходящие за всякие разумные пределы.

Помимо транспорта наибольший вклад в загрязнение с точки зре­ния валовых выбросов вносят следующие отрасли промышленности (данные 1995 г.).

Таблица 2. Объем выбросов загрязняющих веществ по отраслям промышленности (млн. т в год)

Отрасль

Объем выбросов

Отрасль

Объ­ем

вы­бро­сов

1. Энергетика

2. Цветная металлургия

3. Черная металлургия

4. Нефтедобыча

5. Нефтепереработка  

5,0

3,7

2,7

1,5

половина всех выбро­сов от ста­ционарных источников  

6. Машиностроение

7. Промышленность стройматериалов

8. Химия и нефтехимия

9. Деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность  

0,7

0,7

0,5

0,5  

0,9

Рассматривая общий объем загрязнений, его можно структурировать в зависимости от уровня развития «замкнутых» технологий, технологий очистки и экономических структур, производящих эти загряз нения. Данный подход аналогичен подходу, примененному при анализе общего потребления природных ресурсов в главе 5, где были выделены рациональное и «структурное» потребление природных ресурсов (формула 5.1). В общем объеме загрязнений (Za) можно выделить «рацио­нальное загрязнение» (Zr) и «структурное загрязнение» (Zs). Данное Е разделение является, конечно, достаточно условным, однако оно дает возможность анализировать возможности и резервы снижения загряз­нения при структурных и технологических сдвигах, оценить уровень эффективности предотвращения загрязнений в России по сравнению с другими странами. Первый вид загрязнений образуется в условиях рациональных экономических структур, ориентирующихся на конеч­ный результат, наличия прогрессивных технологических процессов и технологий очистки, эффективного использования ресурсов и пр. Это минимально неизбежный объем загрязнений при существующем уров­не технологий и экономической эффективности. Структурные загряз­нения обусловлены отсталым технологическим уровнем, нехваткой очистных сооружений, нерациональной структурой экономики с пре­обладанием природоэксплуатирующих отраслей и отставания обраба­тывающих отраслей и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

 
Углеродный цикл и изменения климата

Влияние человека на климат начало проявляться несколько тысяч лет тому назад в связи с развитием земледелия. Во многих районах для обработки земли уничтожалась лесная растительность, что приводило к скорости ветра у земной поверхности, некоторому изменению режима температуры и влажности нижнего слоя воздуха, а также к изменению режима влажности, испарения и речного стока ...

Узнать больше...
 
Урбанизация и экология
Одной из наиболее характерных особенностей развития современного общества является быстрый рост городов, непрерывный темп увеличения численности их жителей, увеличение роли городов в жизни общества, преобразование сельской местности в городскую, а также миграция сельского населения в города. Урбанизация (от лат. urbanus- городской) - это процесс повышения роли городов в развитии общества ...
Узнать больше...
 
Copyright © Все материалы пренадлежат - www.informecolog.ru