Воздух, которым мы дышим
Страница 1

По Туймазинскому району зарегистрировано 139 предприятий и организаций, оказывающих негативное влияние на воздушный бассейн района. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников загрязнения составляют около 25 тысяч тонн в год (отчеты Туймазинского территориального управления по охране окружающей среды за 2004). В 1980 г. выбросов загрязняющих веществ было 40 тысяч тонн.Туймазинский район является частью обширного Белебеевского природно-техногенного района на Бугульминско - Белебеевской возвышенности, выделенного с учетом влияния нефтегазодобывающих комплексов на физико-географические условия. Результаты многолетних исследований ученных показали, что район испытывает высокую техногенную нагрузку, особенно в пределах месторождений нефти, разрабатываемых нефтяниками «Туймазынефть» (Территория Туймазинского района). Это обусловлено большой плотностью скважин, промысловых и магистральных нефтепроводов. Количество скважин только на месторождениях, эксплуатируемых НГДУ «Туймазынефть» (без учета скважин по НГДУ «Октябрьскнефть»), составляет 1563 (Гареев А.М., 2000).Все еще существует проблема утилизации попутных газов. В недрах нефть включает в свой состав не только жидкие и твердые, но и газообразные углеводороды, которые улетучиваются при извлечении нефти на земную поверхность. Начиная с 1993 года удалось снизить объемы выбросов за счет внедрения системы электронного поджига газов на ОАО «Туймазытехуглерод», снижения объема добычи нефти и попутного газа в НГДУ «ТН» и НГДУ «ОН», падения производства на предприятиях и проведения природоохранных мероприятий. Доля выбросов от факелов в общем объеме загрязнения со стороны нефтегазового комплекса составляет всего около 5%. Наибольший «вклад» в загрязнение атмосферы района углеводородами и другими вредными веществами вносят резервуары, емкости и колонны, где хранятся нефть и нефтепродукты.Основными загрязнителями воздуха города Туймазы являются ОАО «Туймазытехуглерод», ОАО «Башмедстекло», газоперерабатывающий завод, (отчеты Туймазинского территориального управления МПР РБ). Два крупных предприятия ОАО «Туймазытехуглерод» и Туймазинский газоперерабатывающий завод построены без учета господствующих ветров.По данным Министерства природных ресурсов РБ за 2003 год, в первой пятерке городов с самой загрязненной атмосферой, оцениваемой по количеству выбросов, приходящегося на каждого жителя, находятся: Салават, Кумертау, Уфа, Стерлитамак и Туймазы. Для нашего города этот показатель составляет 0,322 (средний показатель по республике - 0,268) (Журнал «Табигат», №6, 2005).В расчете на единицу территории (на 1 га) лидируют: Стерлитамак, Салават, Уфа, Туймазы и Мелеуз. Наш сосед - г. Октябрьский «отстает» от нас по этим показателям более чем в 3 раза. К сожалению, еще в одном списке мы можем обнаружить Туймазы. Это перечень городов РБ, имеющих в 2004 году высокие уровни загрязнения: Кумертау - по формальдегидам (5,7 ПДК), Ишимбай - по бензапирену (3,3 ПДК), Стерлитамак - по диоксиду азота (1,5 ПДК), Туймазы - по пыли (1,1 ПДК), Белорецк - по фенолу (1ПДК) Большой вклад в загрязнение атмосферного воздуха, особенно городов, вносит автомототранспорт. В последние годы экологи бьют тревогу, считая автотранспорт основным загрязнителем воздушного бассейна. Число автомобилей в мире уже превышает 600 млн. и продолжает увеличиваться. Башкортостан - не исключение. Количество автомобилей приходящихся на 1000 жителей - 163, а в крупных городах, таких как Уфа и Стерлитамак - приблизилось к 250 (для сравнения: в США - 590, в Японии - 285, в Южной Корее - 27, в Китае - 2. В среднем по республике доля автотранспорта в загрязнении атмосферного воздуха составила 56,8 % (Миркин Б.М., 2005). В Туймазах на 1000 горожан приходится более 150 личных автомашин, всего зарегистрировано по Туймазинскому району 33324 единиц автомобилей, их доля загрязнения воздуха составляет 70-80% (данные за 2004 год по отчетам Туймазинского территориального управления МПР РБ). Значит, снижения отрицательного влияния автомобиля на окружающую среду можно было бы добиться уменьшением числа автомобилей. Однако, как отмечалось, автомобильный парк растет. Пока наиболее реальным вариантом решения проблемы является уменьшение вреда от автомобиля за счет снижения затрат горючего и повышения его качества. Так, если сегодня средний легковой автомобиль потребляет 6 -10 л бензина на 100 км пути, то уже созданы двигатели легковых автомобилей, которые расходуют 4 л и менее. В Японии компания «Тоуоlа» готовит к выпуску модель с расходом горючего 3 л на 100 км пути. Проводятся работы по созданию двигателей автомобилей из керамики, что позволит повысить температуру сжигания горючего и уменьшить количество выхлопных газов. В Японии и ФРГ уже появились автомобили, оборудованные специальными электронными устройствами, обеспечивающими более полное сжигание топлива.Наконец, об автомобилях будущего, работающих на электрической энергии и энергии водорода. Электромобили сегодня широко используются в коммунальном хозяйстве многих европейских городов. Есть как микроавтобусы, так и тяжелые грузовики. Однако, доля электромобилей к 2025 году вряд ли превысит 15 %. Кроме того, возникает серьезная экологическая проблема, связанная с использованием в аккумуляторах тяжелых металлов (в первую очередь свинца). Очень важно и то, за счет какого источника энергии заправляют автомобиль. Водород называют автомобильным топливом 21 века, теплота его сгорания выше, чем бензина в 4 раза, а в результате сгорания образуются только пары воды. Однако, в ближайшие годы, трудно ожидать серьезных улучшений в реконструкции автотранспортных средств, не соответствующих эксплуатационным нормам, упор делается на мероприятия, способствующие снижению выбросов:

Страницы: 1 2

 
Углеродный цикл и изменения климата

Влияние человека на климат начало проявляться несколько тысяч лет тому назад в связи с развитием земледелия. Во многих районах для обработки земли уничтожалась лесная растительность, что приводило к скорости ветра у земной поверхности, некоторому изменению режима температуры и влажности нижнего слоя воздуха, а также к изменению режима влажности, испарения и речного стока ...

Узнать больше...
 
Урбанизация и экология
Одной из наиболее характерных особенностей развития современного общества является быстрый рост городов, непрерывный темп увеличения численности их жителей, увеличение роли городов в жизни общества, преобразование сельской местности в городскую, а также миграция сельского населения в города. Урбанизация (от лат. urbanus- городской) - это процесс повышения роли городов в развитии общества ...
Узнать больше...
 
Copyright © Все материалы пренадлежат - www.informecolog.ru