Экологические проблемы лесного хозяйства
Страница 8

Главной причиной неустойчивости системы управления лесами является практическая бесплатность лесопользования. Лес продается лесопользователям 'на корню» практически за бесценок, за символическое вознаграждение – средняя цена леса, продаваемого на корню в Карелии, например, составляет около 32 рублей за кубометр, а во многих таежных регионах не превышает 20 рублей за кубометр. Для сравнения: в Канаде, близкой к России по природным условиям и условиям заготовки древесины, эта цена составляет около 17$ за кубометр (в 15-25 раз выше); в северной Европе за соответствующую по качеству древесину «на корню» цена может быть в 40-50 раз выше, чем в России. Более того: в России очень многие лесозаготовители получают право рубки леса вообще бесплатно. Так, ничего не платят за право рубки лесхозы Федеральной службы лесного хозяйства, обязанные (формально) направлять заработанные при рубках средства на нужды лесного хозяйства.

Современная система управления лесами настолько далека от принципов устойчивого развития, что необходимо ее коренное преобразование, а не исправление отдельных недостатков. В связи с этим Гринпис России рассматривает реформу российской лесной службы и всей системы управления лесами как важнейшую природоохранную задачу. В рамках этой задачи Гринпис России считает необходимым (и активно работает над этим) прежде всего устранить коммерческую заинтересованность государственных органов управления лесами в получении максимальных сиюминутных выгод от заготовки древесины, а также поднять цену за право эксплуатации лесных ресурсов до уровня, обеспечивающего компенсацию затрат на охрану, выращивание и воспроизводство лесов, работы по сохранению их биологического разнообразия и средообразующих функций.

Однако, на общем фоне развала государственной лесной охраны, сомнительного характера деятельности федеральной службы лесного хозяйства, почти повальной криминализации лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, в России есть и положительные примеры предприятий, действительно стремящихся работать с лесами как с общечеловеческим достоянием и уникальным природным объектом. Гринпис России считает одной из важнейших своих задач создание системы поддержки таких предприятий, в первую очередь – за счет внедрения добровольной независимой сертификации управления лесами. В настоящее время Гринпис России активно содействует развитию в России одной из наиболее признаваемых в мире систем лесной сертификации, разработанной Лесным попечительским советом (FSC). Совместными усилиями всех заинтересованных сторон в России уже сформирована и действует рабочая группа по этой системе сертификации. Однако, Гринпис России рассматривает и возможность создания самостоятельной российской системы сертификации, и заинтересованность в этом уже проявили некоторые крупные российские предприятия.

Для сохранения лесов России Гринпис считает наиболее важным выполнение следующих задач:

v Реформа государственных органов управления лесами. Разделение функций государственного контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов и функций ведения лесного хозяйства между разными ведомствами.

v Увеличение минимальных ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, до размеров, соответствующих или превышающих реальные затраты на охрану, защиту, воспроизводство и контроль за использованием лесов. Создание механизма, обеспечивающего направление средств на эти цели. Лишение государственных органов, осуществляющих ведение лесного хозяйства, льгот по оплате древесины, отпускаемой на корню.

v Приведение нормативно-технической базы лесного хозяйства в соответствие с действующим законодательством (в частности, Законами «Об охране окружающей природной среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире», Водным кодексом РФ и другими), а также нормами международного права. Разработка и введение в действие нормативно-правовых актов, реализующих декларированные в Лесном Кодексе РФ положения о комплексном многоцелевом лесопользовании и сохранении биологического разнообразия.

v Введение практики добровольной негосударственной сертификации управления лесами и лесопользования, обеспечивающей потребителя независимой информацией о соблюдении экологических, социальных и экономических норм и требований предприятиями, осуществившими продажу на корню и заготовку древесины.

v Запрет установления ограниченного доступа к информации о состоянии лесного фонда и лесопользовании. Обеспечение права граждан России на получение информации о лесном фонде и лесопользовании по цене, не превышающей технические расходы по подбору и копированию соответствующих материалов.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

 
Углеродный цикл и изменения климата

Влияние человека на климат начало проявляться несколько тысяч лет тому назад в связи с развитием земледелия. Во многих районах для обработки земли уничтожалась лесная растительность, что приводило к скорости ветра у земной поверхности, некоторому изменению режима температуры и влажности нижнего слоя воздуха, а также к изменению режима влажности, испарения и речного стока ...

Узнать больше...
 
Урбанизация и экология
Одной из наиболее характерных особенностей развития современного общества является быстрый рост городов, непрерывный темп увеличения численности их жителей, увеличение роли городов в жизни общества, преобразование сельской местности в городскую, а также миграция сельского населения в города. Урбанизация (от лат. urbanus- городской) - это процесс повышения роли городов в развитии общества ...
Узнать больше...
 
Copyright © Все материалы пренадлежат - www.informecolog.ru